Неформальная занятость
Неформальная занятость – это занятость, основанная на договоренности без оформления трудового договора. С 1 января 2024 года вступил в силу новый Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в РФ», который в числе всего прочего предусматривает создание и функционирование региональных межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости. Постановлением Правительства Белгородской области № 363-пп от 12.08.2024 года создана межведомственная комиссия по противодействию нелегальной занятости Белгородской области. На территории Яковлевского городского округа создана рабочая группа межведомственной комиссии Белгородской области по противодействию нелегальной занятости. Основной из задач рабочей группы является: выявление на территории округа хозяйствующих субъектов с признаками нелегальной занятости.
Организована «горячая линия» по приему жалоб населения по фактам осуществления трудовой деятельности, имеющей признаки нелегальной занятости, и оперативному реагированию на такие жалобы.
Телефон «Горячей линии» (847244) 6-93-55
Чтобы избежать штрафов, работодатели должны исключить из своей деятельности все признаки нелегальной занятости. В первую очередь необходимо позаботиться о надлежащем и своевременном оформлении трудовых договоров со всеми сотрудниками, с которыми у работодателя фактически сложились трудовые отношения.
Утверждены правила получения субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
Администрация Яковлевского муниципального округа информирует об утверждении Правил предоставления в 2024 году Фондом пенсионного и социального страхования РФ (далее — Фонд) субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территориях Белгородской области, Брянской области и Курской области, в целях частичной компенсации расходов на оплату времени простоя работников по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за период с августа по декабрь 2024 года.
Для получения субсидии юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны соответствовать следующим критериям:
а)юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у которых введен простой работников, зарегистрированы на территории Белгородской области;
б)юридическое лицо не находится в процессе реорганизации, ликвидации;
в)индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
г)контролирующими лицами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не являются иностранные граждане или юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и расположенные на территориях иностранных государств, или юридические лица, местом регистрации которых является государство (территории), включенное в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
д) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не являются получателем выплат, предусмотренных абзацем четвертым пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2024 года № 973-p.
Субсидии предоставляются ежемесячно на основании заявлений работодателей, с приложением копии локального акта работодателя о введении простоя работников по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и реестр работников, занятых у работодателя и находившихся в отчетный период в простое.
Заявление о предоставлении субсидии направляется работодателем любым удобным для него способом на согласование в территориальный отдел ОКУ «Центр занятости населения Белгородской области» по месту ведения деятельности предприятия не позднее десятого рабочего дня после завершения отчетного месяца.
Заявление о предоставлении субсидии за период с 1 августа 2024 года и до вступления в силу постановления (25 октября 2024 года) необходимо направить в территориальный отдел ОКУ «Центр занятости населения Белгородской области» в срок до 05 декабря 2024 года.
ОКУ «Центр занятости населения Белгородской области» в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней, осуществляет проверку соответствия заявления требованиям. При отсутствии замечаний, направляет заявление работодателя в Фонд.
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестре работников, занятых у работодателя и находившихся в отчетный период в простое, а так же проверка факта их трудоустройства у работодателя по состоянию на 1 августа 2024 года и на день окончания времени простое в отчетном календарном месяце.
Выплата субсидии осуществляется фондом в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня поступления в Фонд заявления о предоставлении субсидии.
По вопросам можно обращаться к специалистам территориальных отделов — кадровых центров, контакты указаны на сайте ОКУ «Центр занятости населения Белгородской области» (https://czn31.ru) в разделе контакты. Телефон единого контакт - центра (4722) 35-86-51.
Легализация трудовых отношений и негативные последствия неформальной занятости
Неформальная занятость продолжает быть одной из самых актуальных проблем в отношениях между работодателем и работником. От легализации трудовых отношений, их оформления зависят социальные гарантии граждан: возможность получать пособия, заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение.
В соответствии с законодательством работодатель обязан оформить с работником, фактически допущенным к работе, трудовой договор в письменной форме. Согласование и чёткое определение обязанностей в трудовом договоре необходимо как работодателю, так и работнику. Работодателю трудовой договор даёт возможность осуществить рациональное распределение работ и эффективную организацию труда, оценить занятость работника, а для работника создаёт определённость относительно объёма выполняемых работ и его оплаты.
Соглашаясь работать неформально (не оформлены трудовые отношения с работодателем, в официальной отчетности отражается только часть фактической заработной платы, выплата зарплаты в «конверте») работник рискует:
- не получить заработную плату в случае конфликта с работодателем - не получить отпускные или остаться без положенного отпуска;
- не получить оплату листка нетрудоспособности, выплату пособий;
- не получить социальные гарантии, связанные с обучением, рождением ребенка, увольнением и т.д.;
- получить отказ от кредитной организации в получении кредита - получать минимальный размер трудовой пенсии - получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве и лишиться государственного обеспечения при утрате трудоспособности - не доказать стаж и опыт предыдущей работы при попытке трудоустройства к другому работодателю - не получить право на досрочный выход на пенсию, сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск, повышенную оплату труда, если условия труда признаны вредными и (или) опасными.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение которого является обязательным условием при приеме на работу (ст. 16 ТК РФ).
Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работником и работодателем.
Основные права и обязанности работника и работодателя по трудовому договору определены в ст. 21, 22 ТК РФ.
Легализация трудовых отношений позволит работодателю удержать на местах ответственных и квалифицированных работников в условиях дефицита кадров, а также избежать нарушения трудового законодательства.
Для работников – это социальная поддержка при реализации своего трудового потенциала, возможность защитить свои права.